Транспорт

Бытовые членистоногие, особенно вредители сырья и материалов, обычно расселяются пассивно с любыми видами транспорта, что предъявляет особые требования при проверке на зараженность ими сырья, материалов и готовой продукции, как при выгрузке от поставщика, так и при приемке у получателя.

 

Водный


Морской (военный, товарный, пассажирский) транспорт

Суда военно-морского флота разного назначения и водоизмещения подвержены заселению грызунами, проникающими на них во время: ремонта на судоремонтных предприятиях и доках, стоянок в отечественных и зарубежных портах, при стоянках лагом (борт к борту) с заселенными грызунами судами, при погрузке на судно запасов продовольствия. Места швартовки судов, как правило, заселяются теми же видами грызунов, часто требует для наведения санитарного порядка проведения систематических истребительных акций не только на заселенных грызунами судах и в портах, но также и профилактических мероприятий во временно свободных от грызунов судах, строениях портов и незастроенной их территории. Местами обитания грызунов (серой и черной крысы) и бытовых членистоногих(тараканы, мухи) являются склады (трюмы с запасами продовольствия), скопления мягкой тары, помещения где хранятся одежда, обтирочный материал (пакля), пространства ведущие к помещениям камбуза и столовой, а также редко контролируемые участки (закрытые полости шлюпок, помещения, где хранятся канаты, кладовые инвентаря и т.д.). Вши, клопы, блохи могут присутствовать в каютах и кубриках. В зависимости от типа судна и его конструкции, помещения, занятые грызунами и интенсивность их заселения весьма различны. Повышенный риск, связанный с нахождением грызунов на военных судах требует особенно тщательных мер борьбы и профилактики на всех возможных этапах проникновения грызунов членистоногих, возможность роста их численности: в портах, на самих судах, в процессе ремонта, стоянки и непосредственно в рейсе. Суда товарного флота (сухогрузы) подвержены заселению грызунами в случае перевозки продовольственных товаров, кормов, сельскохозяйственных грузов и особенно в период простоя, когда крысы и мыши могут проникать внутрь судна и питаться там остатками пригодного для них корма. Наливные суда, перевозящие нефтепродукты, практически не заселяются грызунами. Суда пассажирского флота заселяются в ряде помещений грызунами (домовыми мышами, реже - крысами) при возможности проникновения в отсеки и закоулки, где они могут находится или запасать корм (камбуз, столовая, кладовые продовольственных товаров и багажные камеры), при неукоснительном соблюдении санитарных правил численность грызунов обычно незначительна. Суда рыболовного флота относятся к наиболее интенсивно заселяемым грызунами (чаще всего серой крысой) и членистоногими, в связи с обилием корма, длительностью нахождения судов в рейсе и возможностью обитать вблизи запасов корма во всех подходящих для этого частях помещений и в укрытиях под любыми деталями судов.

 



Речной транспорт

Значение речного транспорта в расселении грызунов исключительно велико. Во-первых, он наиболее тихоходен, связан с сетью береговых причалов, простаивает в зимние месяцы, что создает для заселяющих суда, причалы и порты, грызунов (крыс и мышей) наиболее комфортные условия проживания и размножения. Как правило, в речных портах образуются скопления огромных количеств продовольственного сырья, кормов и продуктов длительного хранения в виде штабелей вне помещений, которые служат главными форпостами синантропных грызунов и членистоногих, поступающих затем вместе с этими вредителями в дальнейшие пункты назначения. Подобная система хранения грузов вне оборудованных для этого складских помещений создает максимально удобные условия для расширения ареалов синантропных грызунов и членистоногих, последующего роста их численности. При подобных условиях суда речного транспорта не только способствуют росту численности бытовых вредителей в береговых сооружениях, но, по-существу, распространяют их во все новые регионы и места обитания. В самих речных судах места обитания крыс,мышей и тараканов сосредоточены в трюмах, где размещены продовольственные грузы, а также примыкающих к ним помещениях. При отсутствии продовольственных грузов, крысы,мыши, тараканы проникают в каюты пассажиров в поисках корма, а также в камбуз, столовые и смежные с ними помещения. Поступления грызунов и членистоногих извне совершается за счет перемещения их из строений порта и причалов на судно во время простоя и загрузки.

Дезинсекция и дератизация на морских судах и судах внутреннего плавания осуществляется в соответствии с установленными правилами для морских судов и для судов внутреннего плавания, а также рекомендациями по безопасному использованию пестицидов на судах и требованиями Международного Кодекса морских перевозок и опасных грузов. Дезинсекцию на судах проводят в основном в пунктах стоянки, в отсутствии пассажиров и основной части экипажа. Дезинсекция трюмных помещений проводится химическими и механическими средствами. При проведении дезинсекции в каютах, кубриках, на пищеблоках, в цехах по переработке рыбы и используют средства, разрешенные для применения в жилых помещениях и предприятиях общественного питания соответственно. При необходимости проведения дезинсекции при нахождении судна в плавании допускается применять препараты, разрешенные для использования в жилых помещениях, лечебно-профилактических учреждениях и предприятиях общественного питания. При дезинсекции помещений морских судов методом газации необходимо соблюдать требования техники безопасности. Газация проводится в тех помещениях, где может быть обеспечена их полная герметичность. Ввод в эксплуатацию всех видов пассажирского транспорта (вагоны, суда, автомашины) после дезинсекции осуществляется после влажной уборки мыльно-содовом раствором.

Воздушный

Попадание грызунов (в основном, домовых мышей) на средства воздушного транспорта (самолеты и вертолеты) весьма затруднено по многим технологическим причинам, но зато свершившееся проникновения даже единичного зверька рассматривается как катастрофическое событие, равноценное террористическому акту, могущему вызвать гибель транспортного средства, экипажа, грузов и пассажиров.В связи с этим, изоляция грызунов от средств воздушного транспорта рассматривается как чрезвычайно ответственное мероприятие. Все помещения пассажирского и грузового аэропорта рассматриваются как потенциально опасные при заселении грызунами. В первую очередь эта опасность может быть выявлена в пунктах питания, сбора и обработки багажа и товарных грузов, в тоннелях коммуникаций, системах транспортировки грузов. Особое значение имеют обследование и обработка территории авиапортов в годы повышенной численности грызунов, а также меры профилактики от заселения средств авиатранспорта в зарубежных авиапортах. Вместе с грузом и багажом пассажиров возможно попадание любых бытовых (тараканы, вши, мухи и др.) и экзотических членистоногих.

Дезинсекция и дератизация на воздушных судах осуществляется:

- при проведении базовой уборки воздушных судов силами специализированной службы авиапредприятия, выполняющей подготовку самолета к рейсу, или специализированной сторонней организацией, занимающейся дезинфекционной деятельностью на авиатранспорте. С этой целью в отсутствии пассажиров применяются инсектициды, обладающие остаточным действием против нелетающих и летающих насекомых, а также родентициды и механические орудия лова, позволяющие вызвать быструю гибель грызунов;

- при уборке воздушных судов, выполняющих транзитный рейс, за 10-15 минут до посадки авиапассажиров, а также в период выполнения рейса в присутствии авиапассажиров перед рулением или за 10-15 минут перед посадкой самолета, при условии наличия летающих насекомых или по требованию санитарных органов аэропорта – инсектицидами в аэрозольной упаковке, разрешенными к применению для этих целей против летающих насекомых – переносчиков возбудителей трансмиссивных заболеваний (комаров, москитов, мух и т.д.) бортпроводниками или другими специально обученными членами экипажа;

- на стоянках или между рейсами – инсектицидами с остаточным действием против нелетающих членистоногих и мух в отсутствии пассажиров силами специализированных организаций, занимающихся дезинсекционной деятельностью (базовая обработка салонов объектов). Ввод в эксплуатацию всех видов пассажирского транспорта (вагоны, суда, автомашины) после дезинсекции осуществляется после влажной уборки мыльно-содовом раствором.

 

 Авто

Непосредственно автомобильные транспортные средства не заселяются грызунами, если в них не содержатся привлекательные для грызунов корма и продукты. Тогда там могут появляться домовые мыши. В период длительного отстоя груженых продовольствием автомашин, на территории порта, таможни и по погодным условиям грызуны могут проникать в продовольственные грузы, повреждать их, а потом транспортироваться с этими грузами далее. Грузы, помещенные в неповрежденные контейнеры, как правило, не заселяются грызунами и не повреждаются ими. Подвижная наземная техника, находящаяся на консервации или во время ночной стоянки может привлекать грызунов (серых и домовых мышей), которые повреждают изоляцию проводов, пластмассовые и резиновые детали, выводя технику из строя. При этом места обитания грызунов зачастую не удается обнаружить, но тщательно проведенное обследование позволяет определить места вероятного обитания крыс и мышей внутри помещения (гаража, ангара, ремонтного или производственного цеха) и на прилегающей территории для принятия необходимых мер. Как правило, размещение поселений грызунов оказывается связано с местами нахождения корма, воды и концентрации людей около этих мест. Вместе с грузом и багажом пассажиров возможно попадание любых бытовых (тараканы, вши, мухи и др.) и экзотических членистоногих.

 

Железнодорожный

Подвижной состав железнодорожного транспорта (вагоны) может заселяться грызунами в следующих случаях:

1. использование вагонов в качестве стационарных точек для временного проживания персонала;

2. стоянки загруженных вагонов в пунктах передислокации грузов на другие виды транспорта;

3. транспортировка сельскохозяйственных и продовольственных грузов на другие виды транспорта;

4. нахождение вагонов в местах повышенной численности или размножения грызунов.

Во всех случаях вероятность заселения вагонов грызунами тем выше, чем дольше они находятся в отстое, т.е. не эксплуатируются в качестве транспортного средства и чем больше они содержат привлекательного для грызунов корма. В современные цельнометаллические вагоны с плотно закрывающимися дверьми и окнами грызуны (мыши) могут проникать вместе с заселенными ими вещами пассажиров. Серые крысы могут самостоятельно проникать через сливные отверстия туалетов при неисправности сантехники, а также в период ремонта вагонов в депо. Внутри вагона грызуны селятся в повреждаемых ими системах вентиляции и других устройствах при наличии достаточного количества корма, т.е. нарушении санитарного режима. В товарные вагоны любых систем грызуны могут легко проникать самостоятельно или вместе с поступающими грузами. Отправляемые в контейнерах грузы, как правило, не заселяются грызунами и не повреждаются ими. Основной вред причиняемый на ж.д. транспорте грызунами, приходится на камеры хранения, не подвергаемые профилактической дератизации и в пакгаузах - местах хранения грузов - при недостаточно интенсивных мерах дератизации. При этом грызуны использую все возможности обитания - внутри грузов (например, в тушках мороженой птицы или скота, вагонов с овощами и фруктами, с зерновыми культурами. с перевозимым скотом и фуражом и т.д.), а также, размещаясь в загруженных и неконтролируемых закоулках помещений и на территории вокруг них. Кроме продовольственных грузов, крысы и мыши могут заселять готовую мебель, упаковочную тару и ее отходы, сельскохозяйственную технику, сохраняющую отходы фуража и зерна. Во всех случаях квалифицированный контроль за наличием грызунов в пунктах отправления и пунктах назначения позволяет выявить пути поступления грызунов с транспортом, выявить места их дислокации и определяет направления мер по дератизации. Вместе с грузом и багажом пассажиров возможно попадание любых бытовых и экзотических членистоногих. Дезинсекция на железнодорожном транспорте проводится в соответствии с «Санитарными правилами по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте». Ввод в эксплуатацию всех видов пассажирского транспорта (вагоны, суда, автомашины) после дезинсекции осуществляется после влажной уборки мыльно-содовом раствором.

 

Статьи:

Организация дезинфекционных мероприятий на объектах железнодорожного транспорта Пермского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту». Мыщик С.М., Морозова И.С.

Полная дератизация порта и зоны промышленной обработки рыбы в городе Куксхафене. Фритц Штайнигер.

Дератизационно-дезинсекционные мероприятия на объектах Московской железной дороги. Голышева Г.В., Горбунов В.П., Шевченко В.П., Подкорытов Ю.П.

Опыт проведения противоэпидемических мероприятий при выявлении подозрения на заболевание тяжелым острым респираторным синдромом в пассажирском поезде. Каськов Ю.Н., Подкорытов Ю.И., Долгова Н.Д.

Организация деятельности ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте. Артеменков Ю.М.