История борьбы с вредителями



" Инфекционные болезни и цивилизация (прошлое, настоящее, будушее) "

 




„Мечи, копья, стрелы, автоматы и даже, взрывчатка оказали заметно меньшее влияние на судьбы наций, чем тифозная вошь, чумная блоха и комар-переносчик желтой лихорадки. Цивилизации отступали перед возбудителем малярии и армии рассыпались под натиском холерного вибриона или дизентерийных и брюшнотифозных микробов. Огромные пространства стали безжизненными из-за трипаносом, которые „путешествовали па крыльях мухи це-це", и поколения лишал жизненных сил обольстительный сифилис. Войны, завоевания и множество других обстоятельств, сопровождающих то, что зовется цивилизацией, только служили подмостками для более сильных исполнителей человеческой трагедии." 

Г. Цинссер

 Часть 1

Обзор о древних знаниях объектов паразитологии будет неполным, если не остановиться на проблеме членистоногих, являющихся переносчиками многих болезней человека. Их изучает наука медицинская паразитология. Вероятно, первым паразитологом следует считать Чун-Вана - „князя насекомых". Это божество, согласно поздней китайской мифологии является повелителем вредных насекомых, гадов и червей. Изображали Чун-Вана с вазой в руках, в которой он держит насекомых и гадов.

Завшивленность древних людей была обычным явлением. Неудивительно, что этих эктопаразитов можно встретить в мифах многих народов. Например, в верованиях юленгоров - аборигенов Австралии, суша и рельеф земли были созданы сестрами Джункгова - богинями прародительницами, которые улетели после акта творения. При этом с улетавших богинь в океан падали вши и на месте их падения образовывались острова. Волосатое чудовище Ешан, охраняющее вход в царство мертвых, в мифах чеченцев и ингушей, представляется облепленным вшами. В качестве испытания Кунинусм - одному из древне-японских богов - предстоит вычистить ядовитых насекомых (вшей) из волос Сусаноо - другого японского божества. Предполагается, что это очень трудная задача.

 В Древнем Шумере (IV век до н. э.) жрец должен был появляться перед статуей бога только тщательно вымытым, чисто выбритым с головы до пят, чтобы присутствие эктопаразитов не оскорбило богов. Почти за пять веков до нашей эры Геродот писал, что египтяне предпочитают „... быть опрятными, нежели красивыми. Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы никакая вошь или иная нечистая тварь не могла прицепиться к ним во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная... . Моются они два раза в день и два раза в ночь". Также наголо бритыми и безбородыми были правители, вельможи священнослужители древних Вавилонии и Ассирии. Вероятно строгие гигиенические правила, позволявшие избавиться от вшей, носили эстетическую, а не противоэпидемическую направленность, так как связь многих болезней человека с насекомыми — блохами, вшами и комарами ускользнула от внимания древнего и средневекового человека.

Вшивость не была исключительно уделом бедноты. Эти эктопаразиты были широко распространены во всех слоях общества. После смерти царя Ирода, повествует Библия, с него «...текли вши как родник, который течет из земли». Плутарх описал как спартанский царь Агесилай (V-IV век до н.э.) убил вошь, укушенный ею во время богослужения. Людовик XI (XV век н. э.), когда на официальной церемонии придворный снял с него вошь, воспринял это спокойно и только сказал, что его величество всего лишь человек. Следствием обнаружения вшей в королевской тарелке на дворцовом королевском приеме в Англии в 1787 г. явился указ Георга III -немедленно обрить головы всей дворцовой челяди. Подобные примеры из мифологии и истории можно продолжить бесконечно. Более драматические примеры дает история сыпного тифа, естественным переносчиком которого являются вши.

 На счет этой болезни летописцы относят бегство войск царя Дария из Греции. Тяжелые эпидемии сыпного тифа отмечались и во время других войн. Поэтому в старинных летописях сыпной тиф именовали „военной болезнью". Хорошо знали сыпной тиф тюремные врачи, именовавшие его „тюремной болезнью". Из тюрем зараза часто проникала в суды и выплескивалась в города. Именно так возникла эпидемия в г. Оксфорде (Англия) в 1577 году. Во время судебного процесса заразились, а потом скончались два судьи, два полицейских пристава, шесть мировых судей и большинство состава присяжных. В последующие несколько недель погибли еще сотни членов Университета и других горожан, а общее число жертв составило 510 человек. Этот случай вошел в историю как „Черный оксфордский суд присяжных".

 Помимо головных и платяных вшей в древности широко была распространена и лобковая вошь или площица. Вероятно, с целью борьбы с площицей у античных проституток Египта, Греции, Рима, Персии и Индии существовал обычай освобождения от волос половых органов и лобка.

 Из глубокой древности доходят до нас упоминания о другой протозойной трансмиссивной инфекции - кожном лейшманиозе. На многих керамических изделиях Перуанской империи инков (i век н. э.) воспроизведены изображения людей с язвами и рубцами на лице, которые большинство исследователей отождествляют с перуанским кожным лейшманиозом - „ута". В мифах ирокезов - американских индейцев Ходагона - воплощение болезней и смерти изображается с деформированным, сдвинутым на бок носом, что можно считать за отображение эспундии — кожно-слизистого американского лейшманиоза, вызывающего разрушение хрящей носа и гибель заболевших.

В „Илиаде" (IX век до н. э.) имеются следующие строки:

„Сын Громовержца и Леты, Феб, царем прогневанный,

 язву на воинство злую навел...

 В самом начале на милое напал он и псов

 празднобродячих, после постиг и народ..."

(перевод Гендичз)

 Конечно, трудно точно установить болезнь, поразившую ахейцев под стенами осажденной Трои, но участие собак заставляет по мнению П. В. Кожевникова с соавторами (1947) думать о лейшманиозе. По нашему мнению, нельзя исключить, что в этом отрывке речь идет об описании эпизоотии и эпидемии сибирской язвы. Во второй песне „Илиады" Гомер объясняет, почему Филокнет не смог прибыть к стенам осажденной Трои:

 „... лежал предводитель на острова Лемне священном

 в тяжких страданиях, где он оставлен сынами ахеян,

 мучимый язвою злой, нанесенной пагубной гидрой"

 (перевод Гендича)

 Не была ли лемнейская гидра греческих мифов олицетворением кожного лейшманиоза, эндемичного для островов Эгейского моря? На этот вопрос отечественных классиков изучения кожного лейшманиоза П.В. Кожевникова, Н. В. Добротворской и Н.И. Латышева не существует определенного ответа.

 Оставим мир Древней Греции и перенесемся в Древний Египет. Не только древние египтяне тяжко страдали от лейшманиоза, до сих пор эндемичного на этих территориях. Не об этом ли нам повествует Библия во второй книге Моисеевой „Исход"? Приведем краткое эпидемиологическое описание казней Господних, насланных на Египет:

 вторая казнь - „...и вышли жабы, и покрыли землю Египетскую.

 ...Жабы вымерли в домах, на дворах и полях...

 И собрали их в груды и высмердела земля"

 третья казнь - „... и явились мошки на людях и на скоте".

 шестая казнь - „... и будет на людях... воспаление, с нарывами

 по всей земле Египетской".

 Постараемся дать возможное рациональное объяснение наблюдаемых явлений. В гнилостном субстрате от погибших земноводных происходило массовое размножение москитов-переносчиков кожного лейшманиоза. Вследствие возросшей численности переносчиков возникла массовая передача возбудителя и последующая эпидемическая вспышка этого протозооза... читать далее >>>

Читать часть 2 >>>

 

Статьи: 

 

От заклинателя крыс к камерегерю. Хайнрик Шпанут

История развития дератизации. Тощигин Ю.В.

Паразитарные объекты, инфекционные болезни и эмпирические подходы к их профилактике в мифах, легендах, предметах искусства, верованиях и религиозных запретах. Сергиев В.П., Малышев Н.А., Дрынов И.Д.

Судебная энтомология - ее история и развитие. Ибрагимхалилова И.В.

История организации и деятельности Уральской противочумной станции Минздрава Республики Казахстан. Гражданов А. К.

Становление и развитие дезинфекционной службы в г. Челябинске (к 80-летию со дня образования). Грязев А.М.